Компьютер мой друг или враг. Компьютер: он друг или враг нашим детям? Несколько интересных сочинений

Компьютер: друг или враг?

В современном обществе всё более возрастающее значение приобретают телекоммуникационные и информационные технологии. Многие сферы жизни уже немыслимы без участия подобных систем, а в некоторых отраслях экономики и управления они уже играют определяющую роль. Безусловно, молодое поколение должно стремиться к освоению новых технологий, и, прежде всего, компьютерных. Вместе с тем, мы не должны фиксироваться только на положительных результатах развития компьютерных и информационных технологий. В частности, за последние 15 лет бурно развивалась индустрия компьютерных и он-лайн игр, в результате чего появился термин «компьютерная зависимость». Сам термин "компьютерная зависимость" определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые, об этой зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные. Феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал весьма очевиден и приобретает с каждым годом все больший и больший размах. Человек – существо мыслящее. Информация для него имеет гораздо большее значение, чем для любых других живых существ. Компьютер является мощным инструментом обработки и хранения информации, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Именно эта особенность является наиболее привлекательной для детей, которые используют компьютер для учебной деятельности и как средство развлечения.

Обратимся к данным:по итогам анкетирования среди учащихся 4-7 классов (в опросе участвовало 230 человек) мы может отметить, что у 100% учащихся имеется дома персональный компьютер, 35% опрошенных детей проводят за компьютером более 2-х часов в день; 23%– 2 часа; 22 – 1 час;19 % – 30 минут. И это при компьютерной норме для детей 7-12 лет– 30 минут в день, но не ежедневно. Для 12-14 летних подростков – 1 час в день. 59% опрошенных учащихся используют компьютер как средство развлечения (мультфильмы, кинофильмы) и общения в сети; 53% – играют в компьютерные игры; И только 36% детей используют компьютер в учебных целях.

По каким причинам ребенок уходит в виртуальную реальность? Одной из причин является жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх. Другой причиной может стать детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Они просто купили ему компьютер, считая, что таким образом выполнили свой родительский долг. И ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе. Следующей причиной могут стать постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение. Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников. Заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности. Как отмечает психолог Анатолий Кливник, самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст это 12-15 лет. Надо помнить, что на одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше

Чем опасна компьютерная зависимость? Специалисты отмечают, что различные виды компьютерных игр могут по-разному влиять на ребенка. Самыми опасными считаются ролевые игры с видом «из глаз» компьютерного героя. Стратегические игры, «руководительские» менее опасны, но могут здорово втянуть ребенка. Далее следуют неролевые игры: аркады, головоломки, игры на быстроту реакции, азартные игры.

Последствия неограниченного пребывания за компьютером:

1. Общение с компьютером учит отдавать команды, приказания и проверять их исполнение, так как машина безропотно выполняет команды человека. Личность ребенка при этом не развивается. Создается иллюзия общения.

2. Человек в Интернете просматривает, например электронные энциклопедии. Именно просматривает, а не изучает – так формируется поверхностное отношение к познавательной информации.

3. Любой эмоциональный дискомфорт устраняется с помощью погружения в компьютерные игры, сайты. Так формируется эмоциональная зависимость от компьютера и инфантильный стиль отношения к проблемам.

4. Сидение за компьютером «сажает» зрение. Если ребенок в возрасте 14-15 лет ежедневно проводит у компьютера около двух часов, потеря зрения на диоптрию в год ему гарантирована.

5. При длительной работе за компьютером может развиваться шейный остеохондроз, так как страдают мышцы шеи, плечевого пояса, спины и позвоночник.

Цензурирование взрослыми компьютерных игр - вещь совершенно необходимая, причем не надейтесь, что за вас это кто-то сделает. Каждая игра, попадающая в руки ребенка, вначале должна проиграться кем-то из взрослых. Вникните в ее содержание. Задайтесь вопросами: что даст эта игра моему ребенку? Какие качества личности будет развивать в нем? Не даст ли толчок развитию слабых сторон личности? Не будет ли формировать агрессивный стиль поведения? Не даст ли какую-то опасную информацию? В игре не должно быть ни одного «минуса». Она должна: развивать, не содержать бранных слов и выражений, не формировать циничное отношение к происходящему, не содержать агрессивной информации, не вызывать привыкания к боли, драматичным ситуациям, не учить противозаконным вещам, не искажать (уродовать) внешний облик человека.

От интернет-зависимости, зависимости от игромании можно избавиться, если переключить внимание подростка на что-либо другое. Для этого, в первую очередь, обратите внимание на образ жизни вашей семьи - достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку, есть ли у вас свои интересы и разделяет ли он их, как часто вы собираетесь все вместе, чтобы выйти на природу, сходить в музей, покататься на велосипедах… Если такого нет, попробуйте начать прямо сейчас – поговорите с ребенком, дайте понять ему, что вам искренне интересны все его мысли и дела; предложите ему придумать какое-нибудь совместное мероприятие. Занятия спортом, путешествия и прогулки, общение с друзьями, интересы которых шире, чем жизнь онлайн – всё это способствует появлению новых жизненных целей и приоритетов у молодого человека. Главное, чтобы ваши с ним отношения носили не формальный, а искренний и доброжелательный характер, ведь часто дети с головой уходят в интернет именно из-за нехватки родительской любви и внимания.

Что делать, если вы подозреваете у ребенка компьютерную зависимость?

1. Не идите путем насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребенок серьезно «завис», то резкое отлучение его от «наркотика» может привести к кардинальным поступкам (самоубийству, его попыткам, уходу из дома и пр.).

2. Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.

3. Не действуйте «на авось», пользуйтесь проверенными рецептами с учетом индивидуальной ситуации и личностных особенностей вашего ребенка.

4. Попробуйте выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера.

5. Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Проверьте, сложно ли ребенку выдерживать новые временные рамки.

6. В случае если сокращать время постепенно удается, то идите этим путем до установления нормы.

7. Если ребенок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала – к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой.

Список литературы:

  1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р.
Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб., 2002.
  • Ольшанский Д.В.
  • Психология масс. – СПб., 2001.
  • Современный словарь по психологии.– Минск, 2000.
  • Интернет-ресурсы:

    1. http://blogi.vitebsk.biz/mitka/640/
    2. http://sch1207.edusite.ru/p71aa1.html
    3. http://www.inter-job.ru/stat_zdorovje_igromania.htm
    • Компьютер.
    • Враг или друг?
    • Работу выполнили
    • ученики 3 «В» класса
    • МОУ «СОШ №13»
    • Руководитель: Бузулукина Татьяна Николаевна
    Изучить влияние компьютера на здоровье детей
    • Изучить влияние компьютера на здоровье детей
    • Познакомить одноклассников и всех ребят нашей школы с требованиями при работе с компьютером
    • Уберечь всех учеников от вредного воздействия компьютера
    • Цель исследования
    Современные дети рождены в век компьютеров, поэтому им, наверняка, предстоит с их помощью учиться, работать и жить.
    • Современные дети рождены в век компьютеров, поэтому им, наверняка, предстоит с их помощью учиться, работать и жить.
    Однако, взрослые спорят: Компьютер- это друг или враг?
    • Однако, взрослые спорят: Компьютер- это друг или враг?
    Компьютер- это друг!
    • Компьютер- это друг!
    • Он является незаменимым помощником
    • человека
    • в любой сфере
    • деятельности.
    • Какими же
    • «профессиями»
    • он владеет?
    Вычислитель Делопроизводитель
    • Вычислитель Делопроизводитель
    • Личный секретарь Пишущая машинка
    • Издатель Библиотекарь
    • Бухгалтер Справочное бюро
    • Учитель Мультипликатор
    • Почтальон Модельер
    • Художник Конструктор
    • Переводчик Композитор и музыкант
    • Врач Архитектор
    Перебои в организме ПК решаются, и зачастую успешно, то проблемы, возникающие
    • Перебои в организме ПК решаются, и зачастую успешно, то проблемы, возникающие
    • со здоровьем
    • человеческого
    • организма решить
    • гораздо сложнее.
    • Компьютер – это враг!
    снижение остроты зрения; двоение предметов; быстрая утомляемость при чтении.
    • снижение остроты зрения; двоение предметов; быстрая утомляемость при чтении.
    • чувство жжения в глазах; "песок" под веками; боли в области глазниц и лба.
    • Компьютерный зрительный синдром
    Корпус монитора и платы в системном блоке нагреваются и выделяют в воздух трифенил фосфат.
    • Корпус монитора и платы в системном блоке нагреваются и выделяют в воздух трифенил фосфат.
    • Компьютер создаёт вокруг себя электростатическое поле, которое притягивает пыль и соответственно она оседает в лёгких.
    • Заболевания органов дыхания
    • грыжа межпозвоночных дисков поясничного отдела;
    • грыжа межпозвоночных дисков шейного отдела.
    • остеохондроз
    • заболевания позвоночника
    Через канал проходит 9 сухожилий мышц кисти и срединный нерв, принимающий решающее участие в "организации" чувствительности и управлении кистью. «Перегнув» канал вместе с нервом пользователь провоцирует ослабление пальцев, слабость в ладони и тяжесть в руке.
    • Через канал проходит 9 сухожилий мышц кисти и срединный нерв, принимающий решающее участие в "организации" чувствительности и управлении кистью. «Перегнув» канал вместе с нервом пользователь провоцирует ослабление пальцев, слабость в ладони и тяжесть в руке.
    • Синдром запястного канала
    Сравните, как плавно меняется пейзаж перед нами, когда мы просто гуляем по парку, с тем, что происходит, когда мы нервно листаем странички вордовского документа
    • Сравните, как плавно меняется пейзаж перед нами, когда мы просто гуляем по парку, с тем, что происходит, когда мы нервно листаем странички вордовского документа
    • Мониторная болезнь
    Интернет-зависимость
    • Интернет-зависимость
    • Уплощение сферы интересов
    • Субкультурная раздробленность
    • Чувство депрессии и одиночества
    • Психологические заболевания
    1. Есть ли у тебя дома компьютер?
    • 1. Есть ли у тебя дома компьютер?
    • 2. Сколько времени ты проводишь за компьютером?
    • 3.Родители контролируют твоё время, проведённое за компьютером?
    • 4 Что привлекает тебя в работе на компьютере?
    • 5. Чувствуешь ли ты усталость после работы за компьютером?
    • 6. Выполняешь ли все требования при работе с компьютером?
    • Анкетирование
    Есть ли у тебя дома компьютер?
    • Есть ли у тебя дома компьютер?
    • Результаты анкетирования
    • Сколько времени
    • ты проводишь
    • за компьютером?
    • Родители контролируют
    • твоё время, проведённое
    • за компьютером?
    • Что привлекает тебя
    • в работе
    • на компьютере?
    • Чувствуешь ли ты
    • усталость
    • после работы
    • за компьютером?
    • Выполняешь ли
    • все требования
    • при работе
    • с компьютером?
    Может быть, вред компьютер приносит лишь в том случае, когда дети не соблюдают правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье
    • «Золотые правила»
    • Правило первое:
    • Применяй специальное питание для глаз
    • Проводи гимнастику для глаз
    • Правило второе:
    Проводить 1,5 - 2 часа на свежем воздухе
    • Проводить 1,5 - 2 часа на свежем воздухе
    • нельзя "замирать" надолго в одной позе.
    • Каждые 15-20 минут нужно проводить разминочные упражнения
    • Правило третье
    Как можно чаще делайте влажную уборку помещения и проветривайте его.
    • Как можно чаще делайте влажную уборку помещения и проветривайте его.
    • Для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой. Например: аквариум с рыбками, декоративные водопады
    • Правило четвёртое
    Организация рабочего места для сведения к минимуму рабочей нагрузки на область запястного канала.
    • Организация рабочего места для сведения к минимуму рабочей нагрузки на область запястного канала.
    • Упражнения на растягивание и укрепление мышц запястья и ладони.
    • Регулярные перерывы в работе с мышью и клавиатурой.
    • Правильная осанка.
    • Правило пятое
    Постарайтесь, чтобы компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас.
    • Постарайтесь, чтобы компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас.
    • Как можно чаще
    • прерывайте
    • работу,
    • по возможности
    • проводите больше
    • времени на улице...
    • Правило шестое
    Если каждый ученик будет выполнять все требования при работе на компьютере, здоровье будет такое же красивое как эти цветы.
    • Если каждый ученик будет выполнять все требования при работе на компьютере, здоровье будет такое же красивое как эти цветы.
    • Мы сделали вывод!
    • Мы сделали выбор!
    • Спасибо за внимание!

    В последнее время сложно представить себе жизнь современного человека без помощи персонального компьютера. Неодушевленный предмет стал полноправным членом общества, крепко вписался в ежедневный быт. Рабочий день взрослого человека начинается с проверки электронной почты, которая позволяет поддерживать коммуникацию в удобной форме с коллегами по бизнесу. Молодые люди чаще следят за профилем в многочисленных социальных сетях, узнавая новости из интерактивных приложений. Благодаря современной технике любое событие в частной жизни человека может стать достоянием общественности. Несколько фотографий с соответствующим комментарием и можно считать очерк о каком-то полезном занятии или ответственном визите готов.

    Сложно представить себе учебу без помощи умной машины. Множество полезных программ позволяют переводить тексты на иностранные языки, пользоваться толковыми словарями, уточнять неизвестные факты истории или биографии популярных личностей. Благодаря глобальной сети можно найти любую информацию, способную сделать каждого ученика лидером в получении знаний. Достаточно только иметь компьютер с подключением к Интернет, и немного свободного времени, чтобы заняться самообразованием.

    Не исключено, что через несколько лет жизнь без вычислительной техники вообще станет невозможной. Уже сейчас они отвечают за управление атомными электростанциями, помогают организовывать движение поездов и самолетов, используются в медицине и промышленности. Машине не нужна еда и питье, она не может быть не выспавшейся или рассеянной. Именно это отличает современные компьютеры от некоторых специалистов, благодаря некомпетентности которых происходят сбои в важных областях науки. Однако одного компьютеры пока не научились – они не могут чувствовать, сопереживать, любить. Именно это и отличает самые производительные наборы микросхем от обычных, среднестатистических людей.

    Сочинение Плюсы и минусы компьютера

    Плюсы

    Безусловно, в связи с масштабным распространением компьютера в быту, у нас появилось много возможностей, которые ранее были осложнены или вовсе не доступны. На мой взгляд, появление компьютера значительно упростило жизнь человека, но, как известно, во всём должен присутствовать баланс. Ведь чересчур много хорошего может превратиться в совсем плохое.Большим достоинством с появлением компьютера следует считать доступность практически к любой полезной информации, которую можно получить в интернете.

    Но познания в глобальной сети далеко не ограничены только положительными ресурсами.Конечно, нельзя не сказать об облегчении рабочего процесса. Можно легко оформлять какие-либо иллюстрации, печатать текста, создавать слайд-шоу и монтировать видеоролики. Таким образом, компьютерные технологии позволили развить массу новых профессий, востребованных и до сегодняшнего дня. К сожалению, такие возможности технологий также породили интернет-мошенников, готовых зарабатывать на доверчивых пользователях Всемирной паутины.

    Ещё один из немаловажных факторов пользы от компьютера, это удалённое общение. «Электронная почта», «Скайп», «Аська», «Контакт» – такие названия в наше время знакомы даже первоклассникам. Непременно это создаёт удобства в общении на расстоянии, но губит развитие отношений при непосредственном сближении. Если в интернете людям есть о чём разговаривать, то зачастую при посещении ресторана девушка с парнем сидят в «Вай-фай», совсем не замечая друг друга.Очень радует многофункциональность компьютера, он способен воспроизводить аудио, видео, фотографии. Позволяет хранить всю желаемую информацию во встроенной и памяти и копировать содержимое на съёмные носители. Помогает нам найти развлечения в играх, а также развиваться логически с помощью программ.

    Минусы компьютера

    Но к сожалению, компьютер формирует нагнетающую обстановку в связи с чрезмерным его использованием. Это создаёт ряд проблем и даже заболеваний. Снижение зрения, нарушение осанки, электромагнитные излучения – это лишь только малая часть вреда от компьютера.В заключение хочется сказать, что компьютер – отличное изобретение человечества, но давайте не будем забывать друг друга, чаще встречаться и общаться вживую, гулять на природе, заниматься спортом. Ведь компьютер никогда не сможет сделать главного в вашей жизни – заменить вам близкого и родного человека.

    Несколько интересных сочинений

      Военнослужащий – одна из самых уважаемых профессий в нашей стране. Богатая история показала, что только благодаря отважным воинам России удалось сохранить свою национальную самобытность.

      Наука является одной из основополагающих направлений жизнедеятельности человека. Благодаря самоотверженному труду десятков тысяч изобретателей человечество может комфортно существовать в наши дни, пользуясь всеми благами цивилизации.

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    1. Введение.
    2. Цель и задачи проекта.
    3. Поиск информации.
    4. Механизм реализации проекта.
    5. Защита проекта.
    6. Рефлексия.
    7. Нормативно-правовое обеспечение.
    8. Литература.
    9. Приложения.

    Введение

    Компьютер прочно вошёл в жизнь современных людей.Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.

    Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, поскольку информационные технологии проникли во все сферы жизни человека, но она несет с собой новые проблемы. Среди множества проблем применения компьютера мы выделили одну – влияние компьютера на здоровье человека. Наиболее значительное воздействие со стороны компьютера испытывают учащиеся, так как изучение предмета информатики начинается со 2 класса. И нам, учителям, часто приходится слышать от родителей такие вопросы:

    А не опасен ли компьютер моему ребенку?

    Сколько времени можно проводить за ним?

    Не мешает ли он нормальному развитию детей?

    Споры относительно пользы и вреда от компьютера ведутся часто, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее. И ответа все равно нет.

    Компьютер - это хорошо. Мы в этом совершенно убеждены. Очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь. И отказываться от него по непонятным причинам нам не кажется разумным.

    Думаем, что компьютерная грамотность нашим детям столь же необходима, как и знание букв и цифр, а умение запустить программу полезнее, чем навык самостоятельного обращения с пультом телевизора.

    Не надо бояться зависимости ребёнка от компьютера. Не надо всё списывать на “невинную железку” и пытаться лишить ребенка того, в чём взрослый себя ограничить не в силах. Надо показать, что в жизни, помимо него, есть множество других, не менее интересных вещей.

    С другой стороны, постоянно приходится не давать перекладывать на себя ответственность, уклоняясь от вопросов типа: "Как правильно?" и "Куда дальше?". Как и любая совместная с ребенком деятельность, игра на компьютере развивает. Главное - чтобы компьютер был не способом уничтожения времени, а инструментом в решении каких-то задач - получения новых знаний, развития навыков, иллюстрацией к обсуждению.

    О здоровье ребенка родители обязаны подумать задолго до того, как школьник приступил к занятиям с использованием компьютера, а педагог должен быть достаточно компетентным и уметь предупредить любое отклонение в состоянии здоровья учащегося.

    Еще нас заинтересовал вопрос о влиянии компьютера, которое напрямую связано с нашей психикой. И если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи - игры и Интернет. Это то что "затягивает", то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни - это маниакальная зависимость от Интернета или от игр. Если угодно, интернетомания, игромания.

    Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска Интернет - зависимых людей:

    • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
    • невозможность остановиться;
    • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
    • пренебрежение семьей и друзьями;
    • ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
    • проблемы с учебой.

    Таким образом, компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.

    Поэтому и возникла идея создания проекта, который может решить эту проблему.

    Предмет исследования: компьютер в жизни ребёнка.

    Цель проекта: выявить влияние компьютера на здоровье ребенка.

    Задачи исследования:

    1. Обсудить с ребятами как, работая на компьютере не только сохранить, но и укрепить своё здоровье.

    2. Познакомить с приёмами и упражнениями, восстанавливающими организм после работы с компьютером.

    3. Научить правилам техники безопасности при работе с компьютером

    4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

    Задачи определяют принципы проекта:

    • принцип сознательности,
    • принцип активности,
    • принцип наглядности,
    • принцип доступности,
    • принцип связи теории с практикой,
    • принцип “ Не навреди!”

    Ожидаемый результат.

    • Ребята научатся правилам и приёмам здоровьесбережения, выработается сознательное отношение участников образовательного процесса (учитель-ученик-родитель) к здоровью.
    • Разовьется способность детей делать правильный выбор для себя.
    • Реализуются творческие и исследовательские способности учащихся.

    Прогнозирование возможных негативных моделей поведения учащихся.

    • Непонимание негативного влияния компьютера на здоровье.
    • Нежелание выполнять правила помогающие восстанавливать организм. после работы на компьютере.

    Прогнозирование компенсации возможных негативных процессов.

    • Эмоциональный настрой учащихся.
    • Доверительное общение.
    • Привлечение большего количества детей в мероприятия.

    Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и приёмы:

  • анализ, обобщение;
  • анкетирование учащихся;
  • блиц – опрос для родителей;
  • интервью с учителями информатиками;
  • встреча со школьным фельдшером;
  • беседы на классных часах;
  • психотренинг.
  • Необходимые условия реализации проекта.

    • Интерес детей и родителей (плакат “Ребенок и компьютер”).
    • Материальное обеспечение проекта (цветная бумага, краски, ватман, клей, фотографии, бумага для офисной техники А4, диски, спонсорская поддержка родителей).
    • Взаимодействие с учителями, психологом, фельдшером школы.

    Практическая значимость данной работы заключается в разработке и создании памяток и закладок по здоровьесбережению, которые можно использовать на уроках, а так же разучивание и применение на практике различных упражнений, которые помогут не только сохранять, но и укреплять здоровье школьника.

    Поиск информации.

    Проект охватывает учащихся 1-6 классов. Авторы проекта, под руководством учителей, рассмотрели ряд вопросов по здоровьесбережению. Провели “круглый стол” с представителями учащихся, учителей, родителей, где выбрали тему, над которой будем работать: “ Компьютер- враг или друг?”. Дети сами представили важные аргументы относительно этой проблемы. Вместе с ребятами, мы определили цель нашего проекта: выявить влияние компьютера на здоровье ребенка.

    Проект готовился с октября по январь, что позволило наиболее глубоко изучить проблему.

    Свою проектно-исследовательскую работу мы начали с анкетирования учащихся 1-6 классов нашей школы. Нами было опрошено 206 учащихся.

    В нашей школе 2 компьютерных класса и 6 мультимедийных кабинетов, в которых проводятся уроки и внеклассные мероприятия, мастер- классы по изобразительному искусству, а так же ребята при подготовке к урокам используют компьютер, Интернет. В классах было проведено тестирование “Компьютер - за и против”, анкетирование “Умею ли я работать с компьютером”, для родителей провели блиц – опрос “ Компьютер в жизни вашего ребёнка”. Тем самым мы убедились, что, во-первых, материал заинтересовал ребят, во-вторых, он понятен и доступен ученикам.

    Следующим этапом нашего исследования стало изучение истории происхождения компьютера. Учащиеся познакомились с материалами из газет, журналов. Нашли необходимую информацию в энциклопедиях, посетив библиотеки. Компетентную информацию о роли компьютера в современном обществе получили от учителей информатики, родителей. Директор школы познакомил ребят с компьютерным обеспечением нашей школы. О влиянии компьютера на физическое и психическое здоровье дети узнали не только из средств массовой информации, но и из практических занятий с фельдшером и психологом школы. Многие ответы на вопросы по данной проблеме ребята нашли в Интернете.

    Для работы над проектом ребята составили план:

    № этапа Название этапа Вид деятельности учащихся Исполнители
    1 Поиск информации Работа с источниками в библиотеке, в Интернет Группа 1
    2 Обработка информации Выбор нужных материалов.

    Подбор различных упражнений

    Группа 1
    3 Исследование Соцопрос, наблюдения Группа 2
    4 Обработка исследования Создание таблиц, диаграмм Группа 2
    5 Оформление работ Создание презентаций, плаката, памяток, проведение бесед, мероприятий, оформление фотовыставки Группа 3
    6 Защита Защита проекта Группа 6

    Участники проекта разбились на группы, распределили обязанности. Каждая поставила перед собой определённую цель:

    а) определить источники информации, собирать и проанализировать информацию;

    б) определить способы представления результатов;

    1 группа посетила детскую и взрослую библиотеки, вышла на сайты в Интернете. Ребята взяли энциклопедии, познавательные статьи из журналов, изучили и подготовили сообщения об истории происхождения компьютера, с использованием слайд-презентации.

    Встретилась с учителями информатики, директором школы. Учащиеся взяли у них интервью, из которых узнали о возможностях компьютеров, о том, какую роль играют они в жизни человека. Провели опрос учителей школы.

    2 группа разработала анкеты (под руководством учителей), провела опросы, затем проанализировала их, сделала вывод. Ребята подготовили с помощью учителей диаграммы и выступили перед ребятами, которые участвовали в опросах. Провели конкурс на лучшее сочинение “Мой друг компьютер”, выставку плакатов “Не навреди!”, на лучший лозунг.

    3 группа обратилась за консультацией к школьному фельдшеру, совместно подготовили материал для беседы о строении глаз, о строении позвоночника, из разных источников информации выбрали упражнения для снятия напряжения с глаз, для укрепления осанки. Совместно с родителями нашли на DVD дисках фильм "Загадки человеческого тела" – "Глаз человека", "Загадки человеческого тела" – "Скелет человека". Фельдшер провела беседы для учащихся 1-6 классов, а учащиеся 4 “ Б” класса показали фрагменты из фильмов, совместно с учителями подготовили и провели классный час “ Дороже алмаза свои два глаза”.

    4 группа обратилась за помощью к психологу школы, так как в анкетах явно просматривалось мнение ребят о том, что общение с компьютером у них чаще, чем общение с друзьями. Поэтому совместно с психологом подобрали упражнения психотренинга для расслабления перед общением друг с другом, повышения самооценки и разучили с ребятами 1-6 классов.

    5 группа занялась обобщением и выявлением, на их взгляд, важных правил при работе за компьютером, затем оформила для всех ребят закладки для книг, на которых написали памятки “Береги глаза”, “Упражнения за компьютером”.

    6 группа под руководством учителей подготовила мини – сценки о вреде и пользе компьютера. Ребята готовили костюмы, распределяли роли, подбирали музыкальное сопровождение.

    7 группа посетила место работы родителей ивыяснила, какое место в их жизни и деятельности занимает компьютер. Ребята 4 классов оформили фотовыставку: “Незаменимый помощник”.

    Защита проекта.

    Презентация прошла в форме топ-шоу “ Компьютер – друг или враг”.

    • “Из истории компьютера” сообщения со слайд-презентацией.
    • Мини- сценка о вреде и пользе компьютера “ Теремок”.
    • "Дискуссионные качели".
    • Разучивание комплекса упражнений, помогающего, при работе с компьютером.
    • Подведение итогов конкурсов сочинений и плакатов.
    • Представление фотовыставки.
    • После представления участники проекта подарили учащимся закладки- памятки.

    Рефлексия.

    После презентации в беседе с ребятами подвели итоги. Была проведена рефлексия деятельности, где ученики оценили своё поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем. Детям были предложены вопросы:

    • Понравилось ли вам работать в группе?
    • Какие роли вы выполняли в процессе работы?
    • Чему научились друг от друга?
    • Какую часть выполнили самостоятельно?
    • Какой вид работы принес положительные эмоции?
    • Какие умения приобрели, работая по проекту?
    • Если бы заново начать работу, то что бы вы изменили?

    Участники проекта были рады констатировать, что все задуманное получилось . Ребята высказали удовлетворенность результатами проделанной работы. Они считают, что подняли очень актуальную проблему. Никто из учеников не остался в стороне.

    Авторы проекта не только участвовали в тех же мероприятиях, что и их одноклассники, но и ещё глубже изучали историю, работали с литературой в библиотеке, анализировали, обобщали, проводили анкетирование, брали интервью.

    В ходе работы им необходимо было сотрудничать друг с другом, оказывать помощь, распределять обязанности, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выбирать лучшее решение.

    Для нас важно видеть своих учеников заинтересованными как учебным предметом, так и исследовательской деятельностью. Важно, что ребята сами восприняли этот проект как серьёзную и нужную работу. Такая работа стимулирует творчество учащихся, рождает потребность в самореализации, помогает накапливать жизненный опыт.

    Опрос учителей школы показал, что компьютер:

    • облегчил подготовку к урокам – 90 %
    • ребята лучше усваивают материал – 89 %
    • используют компьютер в работе – 97 %
    • каждый день работают на компьютере - 57 %
    • работа на компьютере сказывается на здоровье – 98 %

    Педагоги высказали свое мнение по поводу проекта.

    • Хорошо, что затронута актуальная проблема о влиянии компьютера на здоровье.
    • Важно, что ребята не только нашли нужный материал, сами разучили упражнения по сохранению и укреплению здоровья, но и применяют на практике.
    • Приятно и то, что они поделились опытом с другими учащимися и учителями.

    Учащиеся 4 “Б” класса встретились с директором школы Правдиной Л.В. В ходе беседы, были рассмотрены следующие вопросы:

    • Сколько компьютерных классов в школе?
    • Сколько мультимедийных проекторов?
    • Как компьютеризация повлияла на учебный процесс?
    • Как вы считаете, компьютер – друг или враг?

    Людмила Викторовна рассказала ребятам, что в школе создано 3 компьютерных класса, работают 6 мультимедийных кабинетов, используется интерактивная доска Star Board.

    Благодаря компьютеризации, расширились информационные возможности: учителя смогли более разнообразить уроки, ребята лучше усваивают новый материал, самостоятельно готовятся к урокам. Используя Интернет, они могут найти ответы на любые вопросы.

    Людмила Викторовна высказала свое мнение что компьютер – это друг. Без него в современном мире, при огромном потоке информации невозможно обойтись. Она напомнила детям о том, что вредно засиживаться за компьютером долго. Нужно заботиться о своем здоровье, поэтому проект считает своевременным, нужным. Важно чтобы работа над ним была продолжена.

    Родителей тоже заинтересовал проект. Они активно участвовали: давали интервью, помогали детям искать информацию. Опрос показал, что родители удовлетворены результатами проекта, считают, что он поможет сохранить здоровье детей. Также они с удовольствием будут использовать при работе на компьютере памятки, которые разработали их дети. В ходе опроса после проекта выяснилось, что ребята и дома, играя на компьютере, применяют разученные гимнастики .

    • Нужно ли выполнять здоровьесберегающие упражнения при работе за компьютером – 100 %.
    • Применяет ли ваш ребенок упражнения, гимнастики с которыми познакомился – 65 %.
    • Как вы считаете, помогут ли знания, полученные в ходе реализации проекта, вашему ребенку – 88 %.

    В процессе работы стало ясно, что мы не ошиблись, и такой проект был необходим для учащихся нашей школы.

    Мы сделали следующие выводы:

    Компьютер – наш друг, он помогает нам:

    • находить материал при подготовке к урокам;
    • общаться по Интернету;
    • играть;
    • рисовать;
    • создавать слайд-презентации.

    Но, нужно, чтобы он не превратился во “врага”. Для этого:

    • выполнять упражнения для сохранения зрения и укрепления осанки;
    • не сиди за компьютером более 1 часа в день;
    • больше бывай на свежем воздухе и общайся с друзьями.

    Основные нормативные акты по безопасной работе на компьютере.

    1. На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ разработаны и с 30 июня 2003 г. введены в действие обязательные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы"
    2. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 содержат санитарно-гигиенические требования к ПЭВМ вообще и к дисплеям в частности, требования к помещениям, где эксплуатируются ПЭВМ, к микроклимату, акустическим шумам и вибрациям, освещению, организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ как для взрослых пользователей, так и для детей.
    3. На сегодняшний день это основной нормативный документ по безопасной работе на компьютере. Он введен в действие взамен СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", которые действовали с 01.01.1997.
    4. Приказ Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РФ о совершенствовании системы обеспечения детей в образовательных учреждениях (1992 г.)
    5. Устав МОУ “Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №2”.

    Литература

    1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. Москва. Вако. 2007.
    2. Компьютер для детей. Энциклопедия. –М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.– 304 с.
    3. По материалам http://baby.com.ua, http://medicinform.net/comp/comp_vis4.htm, http://comp-doctor.ru/law/law.php
    4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы. – М.: АРКТИ, 2003.
    5. Старостин В.В. Компьютер как дважды два. – СПб., 2006.
    Работа с Андроидом